Христианство и Христианские храмы в Самарканде В 431 году, на Эфесском соборе христиан в Византии случился скандал - христианство несторианского толка было объявлено ересью. Напомним, что несториане - последователи константинопольского патриарха Нестория (начало V века) - говорили о божественной сущности Христа, но считали, что Мария, его мать, родила не Бога, а человека, в тело которого вселился Бог - за что и были преданы анефеме. Несториане и другая группа христиан, вытолкнутая по разного рода причинам за пределы Римской Империи и называемая себя "Церковью Востока", двинулись на восток - в Иран, Сирию, Палестину. Знакомя местное население со своими взглядами, христиане-беженцы из Византии, предлагали местному населению нечто свежее и более простое. Влияние их скоро выросло до такой степени, что рядом с иранским шахом по одну руку сидел зороастрийский жрец, а по другую - христианский каталикос. Правящие круги, жречество это восприняли, естественно, как вызов и им удалось убедить шаха, что христиане ставят своей целью разрушить традиционную культуру Ирана. В результате, в VI веке христиане были вынуждены покинуть Иран и, так как обратно в Византию дороги им не было, им оставалось только одно направление - по Шёлковому Пути, дальше на восток. Древний Согд (Согдиана), центром которой являлся Самарканд, встретил христиан гостеприимно. Здесь помнили апостола Фому и его учеников, проходивших через Согд в Индию. Кроме того, культура согдийцев была устроена таким образом, что они не мешали людям исповедовать ту конфессию, которую каждый хотел исповедовать. Так, например, в Ургуте (поселении в 40 километрах от современного Самарканда) одновременно находились христианский монастырь, зороастрийский храм Джар-тепа и буддийский монастырь. Таким образом, возникшая в Самарканде христианская метрополия действовала открыто и никто не чинил ей препятствий. Уже к середине Х века, христианский монастырь в Ургуте разросся настолько, что арабский географ Абу Мухаммад Касым ибн Хаукаль описывает его, как большой монастырь, владеющий земельными наделами, недвижимостью и всеми видами собственности. Именно, благодаря согдийцам, христианство достигает Ферганы, Семиречья, Восточного Туркестана вплоть до Монголии, Кашмира и Тибета. До нас дошли согдийско-христианские письменные памятники - переводы Нового Завета, гомилий, агиографические сочинения. Практически отсутствуют сведения о жизни и положении христиан в Туркестане в период с X по XIII вв. Известно лишь, что нашествие монгол в XIII в. снова уравняло положение всех религий в регионе, поскольку монголы, относящиеся с одинаковым уважением ко всем религиям, одинаково освободили мусульманское, христианское и буддийское духовенство от всяких податей и повинностей. Кроме того, считается, что у христианства даже был некий перевес, поскольку этой веры придерживалось в Монголии сильное племя кераитов. Однако,
существует мнение, что именно в этот период христианская община в Ургуте понесла
крупные потери. В среде, в которой одновременно развивалось несколько религий,
неизбежно развилась конкуренция за умы людей. Персидский историк XIII века Джуэ-Джани
приводит историю (более нигде не подкреплённую), что однажды один самаркандский
христианин решил сменить религию и принял ислам. Христиане пожаловались монгольскому
начальнику города, что мусульмане совращают в свою веру их детей; начальник принял
сторону христиан, велел призвать к себе новообращенного юношу и хотел заставить
его отказаться от ислама, но юноша остался тверд, и за это поплатился жизнью.
Мусульмане обратились с жалобой к золотоордынскому хану Беркаю (брату Батыя),
мусульманину. Беркай заступился за своих единоверцев и велел наказать всех христиан,
участвовавших в этом деле, приведшем к гибели человека. При Тимуре, христиане продолжают чувствовать себя комфортно. Руи де Клавихо, посол Кастилии ко двору Тимура в начале 15 века, сообщает, что Тимур собирает в Самарканде представителей различных религиозных конфессий. По другим источникам, один из сыновей Тимура был назначен ответственным за нужды и дела христиан внутри страны и связям с христианскими странами. Во время археологических исследований на площади Регистан в Самарканде было обнаружено несколько могил, в которых захоронены несториане. В 1986 году, в Пастдаргоме (Самаркандская область) археологи обнаружили и изучили труп, захороненный в деревянном гробу в одежде и с доспехами, с золотым крестом. В настоящее время найдены и проводится исследование останков того самого христианского храма в Ургуте, о котором шла речь выше. На
некоторое время, развитие христианства в Согде приостановит былые тенденции, но
с завоеванием Средней Азии Царской Россией, в регионе будет наблюдаться развитие
православного христианства, будут построены новые храмы. Под конец 1916 года,
была учреждена Ташкентская епархия, как первенствующая Православная кафедра в
Среднеазиатских пределах, В период пропаганды атеизма в Советстком Союзе, епархия (1937-1944) будет упразднена, существующие христианские храмы будут закрыты; использоваться не по назначению. После развала Союза, Узбекистан объявил себя светским государством и все существующие религиозные конфессии снова получили равное положение. В Самарканде, ныне функционируют 4 православных церкви, 1 собор католического прихода и молельные дома различных христианских течений: Собор
святителя Алексия, Митрополита Московского Храм
святого великомученика Георгия Победоносца Храм
Покрова Божией Матери ул.
Махмуда Кошгари, д.70. Католический
Приход под воззванием св. Иоанна Крестителя Еще в конце XIX века в Самарканд стали прибывать немцы и поляки в составе русской армии, а также чиновники и коммерсанты – из числа гражданских лиц. К 1905 году их стало больше, и возникла идея построить католический храм. Они обратились за разрешением в Туркестанскую епархию, но им отказали. В годы Первой мировой войны в Самарканд было сослано много военнопленных поляков, немцев, венгров и австрийцев. В 1915 году община получила разрешение на строительство храма. Через год костел был построен под руководством известного архитектора Е.Нелле. С приходом Советской власти костел закрыли и передали государству. Большевики убрали со здания все религиозные символы, в здании поместили спортзал. В 1988 году возникла идея создать в храме органный зал, была подготовлена документация, но с распадом Союза об этой идее пришлось забыть. В 1995 году под руководством отца Ивана Ролоффа в Самарканде был зарегистрирован римско-католический приход св. Иоанна Крестителя. Вопрос о возвращении костела верующим возник в 1997 году, когда состоялась встреча посла Ватикана в Центральной Азии архиепископа Мариана Олеся с президентом Узбекистана И.А. Каримовым. Тогда же вышел указ президента о передаче храма католической общине Самарканда. Торжественное освящение храма было совершено 27 марта 1999 г. После о. Ивана Ролоффа настоятелями в приходе были: о. Тадеуш Глусец, о. Фрациск Стопкович и – в настоящее время – о. Люциан Шиманский. Наряду с этими братьями-францисканцами в приходе трудились брат Якуб Ямруз и брат Станислав Вжащак Церковь
Адвентистов Седьмого Дня Использованы материалы: 1.Бартольд
В.В. "Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии"
Интернет-Проект "Виртуальный Самарканд" Раздел "Религии и Храмы" |