26
июня 2006 года
Экспедиция
Савченко: открытия продолжаются!
(С)
При использовании, ссылаться на http://e-samarkand.narod.ru.
Фотографии, приведённые в данной статье, любезно предоставлены
Алексеем Савченко только для данного проекта.
Наш
проект уже сообщал об обнаружении средневекового
христианского храма (IX-XIII
вв.) в горах Ургута, что под Самаркандом, - первом и пока единственном
открытии следов средневекового христианства подобного масштаба
на территории современного Узбекистана, обнаруженном Восточно-Согдийской
археологической экспедицией, с 1996 года работающей в Узбекистане
под началом востоковеда и археолога - Алексея Викторовича Савченко.
|
Коротко
об итогах экспедиции А. Савченко сезона 2005 года:
-
Определены комнаты и внешние стены храма. Площадь раскопанных
сооружений со двором составила около 500 метров. Это только
треть от предполагаемой площади территории, относящейся
к храму.
-
Под огромной древней чинарой (платан), росшей на территории
найденного храма, был обнаружен алтарь - "святая
святых" христианского храма. Произведённая же дендрохронологическая
экспертиза чинары определила её возраст в 700-800 лет.
Именно столько лет назад, в XIII веке, храм был заброшен.
Платан высадили намеренно?
-
В обнаруженной нише храма найдена лампада с веществом,
напоминающей по своей субстанции масло. Субстанция отправлена
в лабораторию Санкт-Петербургского Института Археологии
Российской Академии Наук для проведения радиоуглеродного
анализа,
-
На изделиях из керамики, найденные на территории раскопок,
имеются оттиски христианских крестов.
Фото:
(C) А.В. Савченко
|
|
|
И,
если прошлогодний сезон (2005 года), принёс исследователям богатейший
материал, проливающий свет на тайны обнаруженного храма, то исследования
этого года начались с очередной сенсации.
23
июня, сотрудник службы связи Самаркандского аэропорта, альпинист
Сергей Ровенский и лаборант Экспедиции - Михаил Журавлёв исследовали
труднодоступный горный отрог Аллоярон Зеравшанского хребта и обнаружили
в километре от храма ранее неизвестный пещерный комлекс из трёх
пещер с надписями на сирийском, согдийском и др. языках. Пока
что идентифицированных надписей около 20, - все они нуждаются
в изучении и переводе, - но исследования продолжаются. Возможно,
будут обнаружены новые пещеры и новые эпиграфические материалы,
но уже сейчас, с абсолютной уверенностью, можно говорить о том,
что данная находка пока что уникальна для Узбекистана и имеет
мировое значение.
Сергей
Ровенский, альпинист, ветеран ВДВ особого назначения
|
отрог
Аллоярхон Зеравшанского хреба, Ургутский район
|
Михаил
Журавлёв, лаборант Восточно-Согдийской археологической
экспедиции
|
Фото
(С) А.В. Савченко
|
Направление
для поиска пещер дал местный житель Джаббор Рашидов, единственный
из оставшихся в живых участников юношеской экспедиции 1955 года,
которая в том же году обнаружила первую из пещер. Тогда, в местной
газете "Юный Ленинец" вышла небольшая заметка, описывающая,
как ребята исследовали ранее неизвестную в Ургутских горах пещеру,
полную мумиё. Сейчас Джаббор-бобо около 70 лет; он лично доехал
до
отрога с
организованным спелеологическим отрядом, выделенным из экспедиции
Савченко, и снизу указал на едва различимое среди зелени и камней
тёмное
пятно
входа в ту самую пещеру. Отряд исследовал пещеру и начал планомерное
изучение отрога на предмет обнаружения и исследования других пещер.
Через примерно пять километров, поиски увенчались успехом.
Алексей
Савченко, начальник Восточно-Согдийской археологической экспедиции,
комментирует:
|
В свой очередной сезон исследований
христианского монастыря в Ургуте, Алексей Савченко приехал
в Узбекистан, отказавшись от участия в престижной конференции
по исследованию христианства в Центральной Азии, прошедшей
в Зальцбурге (Австрия) в начале июня этого года, и встречи
исследователей Церквей Востока в Мардине (Турция) - событий,
безусловно, интереснейших, но... Экспедиции надлежало
успеть попасть и плодотворно поработать в наступившем
сезоне раскопок в Узбекистане.
На фото: Алексей
Савченко в обнаруженной пещере на отроге Аллоярон
Фото: (С) А.В. Савченко
|
На
данном этапе исследования, можно предположить, что данные надписи
были оставлены монахами обнаруженного нами храма. В полевых условиях
надписи не переводятся, но на первый взгляд среди них различается
сообщения о себе тех монахов-отшельников, что уходили в пещеры
для молитвы и уединения. Интересно, что среди хорошо различимых
надписей на сирийском и согдийском, имеются иероглифы, предположительно
относящихся к китайскому языку. Всё это сфотографировано и будет
уже изучаться в кабинетах и лингвистических лабораториях.
-
Как произошло то, что пещеры были неизвестны местным жителям?
Местные
жители знали пещеру, что была открыта экспедицией, в которой участвовал
Джаббор-бобо. Они поднимались к ней за мумиё. Но найденный нами
пещерный комплекс находился далеко от ранее обнаруженной пещеры,
скрыт от внешнего взгляда и труднодоступен для обнаружения.
-
Как повлияло новое открытие на продолжение раскопок храма?
Мы
не можем приостанавливать этот процесс, работаем в нескольких
направлениях сразу. В этом сезоне, нам нужно успеть выйти за пределы
внешних стен храма, определить характер перекрытий и потолка зданий,
воссоздать объём, чем сейчас занимается штатный архитектор экспедиции
- Ольга Журавлёва, директор Архитектурной Мастерской в Киеве.
Ольга поможет нам произвести научную реконструкцию, а специалисты
из Самаркандского Государственного Архитектурно-Строительного
Института (СамГАСИ) уже займутся практической реставрацией. Одновременно
с этим, на территории раскопанного храма ведётся очистка от земли
подземного тунеля, ведущего от алтаря пока в неизвестное направление.
И параллельно, прорабатывается рабочая гипотеза о местонахождении
средневекового христианского поселения близ Чиназа (Ташкентская
область), о котором тоже упоминал арабский географ Абу-аль
Касым ибн Хаукаль, человек, указавший нам на храм в
Ургуте... Исследуются новые следы христианских поселений, не так
давно обнаруженные в окрестностях Ургута. Пользуясь
случаем, хочу, в очередной раз, выразить благодарность Самаркандской
Областной Инспекции по Охране Памятников Истории и Культуры, которой
была создана охранная
зона вокруг мест обнаружения этих следов, благодаря чему этим
памятникам теперь ничто не угрожает.
-
Приглашались ли на место раскопок представители христианской общины
Узбекистана?
Нет,
поскольку люди, исповедующие христианство несторианского толка
в Узбекистане, мне неизвестны, а для представителей ортодоксального
и католического христианства, несторианский толк - инославие.
Но главнее всего - то, что таинство литургии в обнаруженном несторианском
храме, происходило несколько иначе, чем в православных и католических
храмах. Это значит, что представители православия и католицизма
не смогут провести традиционную службу в Ургутском храме так,
как это требует несторианский толк.
Историко-Туристический
Проект "Виртуальный Самарканд" и дальше будет
знакомить Вас с ходом исследований экспедиции Алексея Савченко.
Следите за новостями.
См.
также:
Новости
Региона ::: Экспедиция
Савченко - 10 лет к христианскому храму
"Отче
Наш" на сирийском языке (музыкальный файл для
прослушивания) - эта же мелодия звучала в ургутском монастыре
каждый день во время трёхразовых литургий - утренней, обедней
и вечерней.
|