О Самарканде
Самаркандский колорит
Едем в Самарканд
Справочная
Связаться

 

3 декабря 2005 года

Туризм в Узбекистане: состояние и перспективы

Узбекистан начал стремительную кампанию по развитию своего туристического потенциала. После критического пересмотра результатов своей деятельности, Национальная Компания "УзбекТуризм" ускорила процесс снятия с себя функций коммерческого оператора и нацелилась исключительно на проведение государственной политики в сфере развития туризма, расширения и углубления международных связей.

Прошедшие одним за другим совещания осенью этого года в НК "Узбектуризм" определили дальнейшие меры по ускорению процесса передачи туризма в частный сектор. Была принята Программа конкретных мероприятий для продвижения национального тур-продукта посредством СМИ и Интернета, одними из которых стали - создание специального журналистского департамента при Компании и предстоящее объявление Конкурса на разработку лучшего туристического бренда и слогана для Узбекистана.

В этой связи, предлагаем вниманию заинтересованного читателя анализ о состоянии и перспективах развития туризма в Узбекистане из уст самого "Министра Туризма" Узбекистана - руководителя НК "УзбекТуризм".

Из интервью руководителя НК "УзбекТуризм" Рустама Курбанова обозревателю "Правды Востока" Тимуру Низаеву, 23.09.2005:

...

- Почему-то укоренился стереотип, что наши работники обязаны лишь показать путешественникам памятники старины, да поведать их историю. Однако, все же основу туристического потенциала Узбекистана составляют уникальные природные условия, обилие национальных парков и заповедников, многочисленные архитектурно- исторические памятники и духовно-этическое наследие народов, населяющих Центральную Азию, а также современные сети гостиниц, туристических комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций. Все это тоже надо суметь представить на ярмарке. Только такая маркетинговая политика может привлечь иностранные туристические компании, новых постоянных клиентов, увеличить количество выгодных и долгосрочных бизнес-контрактов.

- Согласно экспертным оценкам той же ВТО, емкость туристических ресурсов Узбекистана составляет один миллион человек. В прошлом году нашу страну посетило около 262 тысячь путешественников. Почти в четыре раза меньше имеющегося потенциала...

- Подоплека вопроса понятна. Отмечу, что такое количество туристов на 50,5 процента больше, чем десять лет назад. Так что динамика все же налицо. Но, если рассматривать этот показатель по годам, то анализ показывает нестабильность роста посещений нашей страны. Это объясняется рядом объективных причин и форс-мажорными обстоятельствами - войной в Афганистане, Ираке, эпидемией гриппа, а также некоторыми внутренними проблемами - длительная процедура получения виз, негибкая ценовая политика на рейсы узбекских авиалиний.

- Какие, по вашему мнению, знаковые изменения произошли в туристической отрасли за годы независимости?

- Увеличилось число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Только за последние пять лет введены в эксплуатацию 17 крупных и средних отелей, а также 20 малых частных гостиниц. Проведена реконструкция трех - в Шахрисябзе, Ургенче и Ташкенте. Всего в Узбекистане теперь 163 гостиницы, которые одновременно могут принять 28 тысяч гостей. Уже есть комплексы, управление которыми осуществляется иностранными партнерами из Великобритании, США, Индии, Малайзии. Это положительная тенденция - привносится лучший зарубежный опыт по менеджменту и маркетингу, оказанию услуг.

Другое знаковое явление - это то, что в республике имеют лицензию на занятие туристическим бизнесом свыше 350 организаций с различной формой собственности, из них подавляющее большинство - частные фирмы и агентства. Отмечу особо, что доля частного бизнеса в структуре туристического потока и общего объема сервисных услуг составляет 90 процентов. При этом хотел бы сослаться на благодарственное письмо известной немецкой турфирмы "Штудиозус", которая сотрудничает с нами со дня провозглашения независимости республики. Туроператор Е. Дольди сообщила, что во время путешествия по Узбекистану ее клиенты положительным моментом считают то, что в таких туристических центрах как Бухара и Хива стали функционировать маленькие частные отели - "Заргарон", "Караван", "Малика". Их состояние гости оценивают достаточно высоко, и потому в последние годы приблизительно 90 процентов туристов бронируют места именно в таких уютных гостиницах. Этот показатель превосходит оценку отельного бизнеса такой страны как Испания, где туризм очень развит. Это выводы зарубежного специалиста.

- Есть ли инвесторы, вкладывающие капиталы в сферу туризма?

- Общеизвестен благоприятный инвестиционный климат в нашей стране. Наибольшую активность в этом направлении проявляют партнеры из Германии, Италии, Польши и Турции, строящие в Узбекистане сети гостиниц, обеспечивают их загрузку, экспортируют услуги, занимаются имиджевой рекламой республики.

- Из каких стран наибольший поток туристов?

Большинство приезжих - 65 процентов - из ФРГ, Франции, Италии, Японии, США, Англии. Перспективными "поставщиками туристов" являются страны Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур), Китай, Россия, Испания.

Кстати, в ходе государственного визита Президента нашей страны в мае сего года было подписано соглашение о сотрудничестве между "Узбектуризмом" и Государственным управлением КНР по делам туризма, которое создало необходимую правовую базу для активизации двусторонних контактов.

- Известно, что вы, Рустам Джавдатович, недавно вернулись из Китая, где уже вели переговоры с коллегами о действенном механизме развития сотрудничества. Насколько они оказались плодотворными?

- Действительно, состоялась встреча с заместителем председателя Госуправления по туризму Гу Чжаоси, который многие годы проработал в аппарате Госсовета КНР и был вице-мэром города Сучжоу, одной из жемчужин китайского туризма. Были обсуждены многие вопросы практического наполнения конкретными делами подписанного соглашения. В частности, ускорить рассмотрение вопроса о предоставлении Узбекистану со стороны КНР статуса туристического назначения. Замечу при этом, что китайская индустрия туризма является одной из самых быстрорастущих и отличается довольно высоким уровнем конкурентоспособности в мире. Общий объем доходов в этой отрасли достигает 67,3 млрд долларов, что составляет 5, 44 процента ВВП этой страны. Причем, доля внутреннего туризма - свыше 80 процентов. Там Управление работает в тесном контакте с профсоюзными и общественными организациями, которые покрывают большую часть расходов туристов. Выдвинут даже лозунг: "Кто не побывал на Великой китайской стене, тот прожил жизнь зря".

Изучались возможности создания совместных предприятий, что позволило бы более эффективно осуществлять проекты взаимного привлечения туристов, например, по китайским и узбекским городам Великого шелкового пути. Большой интерес для нас представляет китайский опыт по созданию зон туризма и отдыха. Благодарны, что техническая информация предоставлена по механизму функционирования таких зон.

Рассмотрены возможности организации стажировок и учебы узбекских специалистов и студентов на базе подведомственных образовательных учреждений Госуправления по делам туризма. Тут могут быть использованы рычаги Шанхайской организации сотрудничества. Как известно, Председатель КНР Ху Цзиньтао на саммите ШОС в этом году объявил инициативу китайской стороны по выделению целевых средств на подготовку в течение трех лет 1500 менеджеров для других государств - членов ШОС.

Стороны признали, что потенциал развития двустороннего партнерства столь велик, что в рамках Узбекско-китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству можно создать подкомитет по туризму. Практическая работа в этом направлении уже ведется. С удовлетворением воспринято предложение о транзитных, краткосрочных заездах в Узбекистан китайских тургрупп, направляющихся или же возвращающихся из поездок в Европу. Насколько это важно, приведу лишь один факт. Только в Париже в прошлом году побывало 400 тысяч китайцев. Французские туроператоры прогнозируют, что в нынешнем сезоне их будет свыше 600 тысяч, а еще через год - один миллион туристов из Поднебесной страны. Мы также рассчитываем на большой интерес к нашей республике со стороны китайских мусульман, у многих из которых предки были выходцами из Бухары, Самарканда, городов Ферганской долины.

- Если планы осуществятся, то сумеет ли Узбекистан справиться с нахлынувшим потоком гостей?

- Опять сошлюсь на оценку экспертов той же фирмы "Штудиозус". Вместе с положительными моментами, когда, к примеру, 99 процентов их клиентов заявили, что посещение республики превзошли все их ожидания, особенно подчеркивалось сохранение традиций в гастрономии и частично - в отельном бизнесе, однако указывались и слабые звенья в инфраструктуре нашего туризма. Автобусы, предоставляемые туристам не соответствуют международным стандартам. Недостаточно развиты внутренние авиасообщения, особенно заметно это в пик сезонов. Если международные рейсы выполняются на современных лайнерах, то внутренние - на старых самолетах. Частности, скажете. Но для профессионалов. не должно быть мелочей. И клиент всегда прав. Это должно стать законом для 15 тысяч человек, занятых в туристической отрасли, и выпускников Ташкентского, Самаркандского, Бухарского и Хивинского колледжей, а также института экономики и сервиса, готовящих нам специалистов.

Действительно, потенциал огромный. Для дальнейшего развития нашей индустрии разработаны основные мероприятия государственной программы на период до 2010 года, направленной на создание принципиально нового туристического продукта. В заключение хотел бы сообщить, что по оценкам ВТО к 2020 году туристический поток в Европе возрастет на треть, а в Азии - аж на 400 (!) процентов. Зарубежные эксперты учли при этом и рост развития туризма в Узбекистане.

 

Из выступления руководителя НК "УзбекТуризм" Рустама Курбанова на Пресс-Конференции перед проведением 11-й Международной Ташкентской Туристической Ярмарки «Туризм по Шелковому пути» (сентябрь 2005):

... Узбекистан по туристскому потенциалу занимает высокий рейтинг в мировой шкале, однако отдача от этой отрасли весьма незначительна – всего 0,6% от валового национального продукта.

... Традиционно, на Ярмарке Узбекистан представляли такие города как Самарканд, Хорезм, Бухара, но в этом году здесь свои возможности и продукты продемонстрируют все регионы. Кроме того, на ярмарке мы откроем возможности учебного туризма, состоятся презентации изделий народного промысла, и в этом направлении мы наладили хорошие контакты с общественными и хозяйствующими ассоциациями, такими как «Олтин Мерос», «Хумо», «Хамса», «Хунармад», «Абдулкасим медресе».

По итогам анкетирования, проведенного АЧТО и Рекламно-информационным агентством «Великий Шелковый путь», будут номинированы лучшие предприятия отрасли. Мы также покажем результаты технологического прорыва – портал «Узбектуризма», где в будущем станем размещать всю информацию о развитии и текущем состоянии туризма, в том числе и нормативно-правовые акты, регулирующие отрасль. Еще одно наше достижение – это публикация журнала «Туризм в Узбекистане», который со следующего года начнет выходить ежеквартально. Его тираж – 3,0 тыс. экземпляров, из них 1,0 тыс. выкупает Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» для распространения на борту лайнеров.

28 сентября, то есть на второй день ярмарки, особое внимание будет уделено возможностям экологического туризма. Республика располагает хорошими условиями для этого вида путешествий и отдыха. Пользуются спросом экстремальные и зимние туры, например, уже сейчас номерной фонд туркомплекса «Бельдерсай» забронирован надолго вперед, хотя несколько лет назад это было проблемой.

К сожалению, сейчас у республики нет внешнего бренда, при виде которого у любого человека могли возникнуть ассоциации с нашей страной. Есть это у Турции, Испании, Индии, а мы пока этому не уделяли должного внимания.

... Реформы затронут и саму компанию. Следует отделить государственное управление от коммерческой линии, наладить систему учета визитов, стандартов услуг, сделать прозрачным систему лицензирования, причем в большей степени децентрализировать этот процесс – передать право принятия решений по выдаче лицензий в регионы, этим самым, укрепив их статус. Планируется создать новые перспективные и эффективные подразделения, например, международно-правовой отдел, связей со смежными государственными структурами (МИД, МВД, СНБ, ГТК, ГНК и т.д.).

Ожидается, что в ближайшее время правительство примет Государственную программу развития туризма до 2010 года, которая станет стратегическим планом для всей отрасли. Туристские фирмы уже сейчас выражают мнение, что она может способствовать укреплению доверия у них к государству, налаживанию тесных контактов с органами власти и управления, что раньше было маловероятным.

Также определены направления такого сотрудничества. Скажем, на международных туристских ярмарках, имеющих глобальное и региональное значение для нас, Узбекистан будут вместе представлять и частные фирмы, и авиакомпании, и «Узбектуризм» единым стендом. А что касается нынешнего мероприятия, то по его результатам проведем анализ и конечную информацию представим через СМИ населению. Раньше, увы, такого не было, и никто не знал, что дала отрасли данная ярмарка.

От администрации сайта: портал УзбекТуризма, действительно, заработал. Он размещён по адресу: www.uzbektourism.uz


Авторский Проект Рустама Хусанова ~ При использовании любых материалов с сайта, гиперссылка обязательна! ~ В он-лайне с 18.10.2003 г.
Rambler's Top100
 Рассылка 'Мой Самарканд. Новости для гостей и исследователей.'
  Content.Mail.Ru
  Яндекс цитирования
  Рейтинг Эзотерических ресурсов
Hosted by uCoz